Договор аренды жилого помещения юридическим лицом у физического
В соответствии с законодательными требованиями любое проживание граждан должно быть оформлено официально.
В случае предоставления жилья во временное пользование обычно оформляется либо договор найма, либо аренды.
Стоит более подробно рассмотреть, какой именно документ нужно заключать и на каких условиях, если съемщиком выступает юридическое лицо.
Регламентация
Может ли организация (например, ООО или ИП) арендовать жилплощадь и для каких целей? Основной документ, который регламентирует правила совершения сделок по найму – это Гражданский кодекс РФ. В частности, этому вопросу посвящена отдельная глава 35 этого документа.
Съем жилого помещения во временное пользование доступен как для физического, так и для юридического лица. В первом случае между сторонами заключается сделка по найму, а во втором – по аренде (ч.2 ст.671 ГК РФ).
Поэтому все особенности составления этого документа регламентируются уже главой 34 ГК РФ.
При этом неважно, кто выступает наймодателем – физическое или юридическое лицо.
Если съемщиком является организация или предприятие, в любом случае заключается контракт аренды.
По договору найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Стоит учесть, что такая недвижимость может использоваться организацией только с целью проживания там граждан.
При несоблюдении этого требования нарушается уже жилищное законодательство, в соответствии с которым не допускается использовать жилплощадь в непредназначенных для нее целях.
За нарушения подобного рода к организации применяются различные меры – от наложения штрафа до временного приостановления деятельности.
Поэтому единственная законная цель съема квартиры юрлицом – это предоставление ее своим сотрудникам (для постоянного проживания или остановки во время командировок). Причем передача жилплощади должна быть закреплена документально (например, в соглашении к трудовому контракту).
Оформлять субаренду между компанией и ее сотрудниками на съемную жилплощадь нельзя.
При заключении сделки необходимо сразу определить ее цель – проживание других граждан.
Если будет указано другое целевое назначение, сделка может быть признана недействительной и противоречащей действующему законодательству.
Сдача квартиры под офис
Можно ли сдавать квартиру под офис юридическому лицу (компании, фирме)? Важный вопрос, который интересует многих ЮЛ, снимающих жилье – можно ли использовать его в качестве офиса?
Ведь стоимость съема специальных зданий зачастую намного выше. Прежде всего, нужно дать определение понятию «офис».
Офис – это помещение, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности предприятия: приема клиентов, проведения переговоров с партнерами и совершения основных управленческих операций. По правилам он должен размещаться в специализированных нежилых помещениях.
Что касается съема под офис жилой недвижимости, то это запрещено и является прямым нарушением жилищного законодательства (использование не по назначению).
Как уже отмечалось, юридическое лицо может снять жилье только в целях предоставления его для проживания. Поэтому, сделка по сдаче жилплощади между юридическим и физическим лицом под офис некорректна.
Чтобы открыть в доме офис, необходимо для начала перевести помещение в категорию нежилого (если на это согласится собственник). Однако далеко не для каждой квартиры это допускается, ведь она также должна соответствовать определенным условиям.
Требования к договору
Следует учитывать, что аренда существенно отличается от найма, поэтому необходимо подробно рассмотреть правила составления такого контракта.
К основным из них можно отнести следующие.
Правило первое: форма соглашения – обязательно письменная.
Это требование распространяется на все сделки подобного рода, в которых ЮЛ является хотя бы одна сторона. Нотариальное удостоверение документа допускается, но обязательным не является.
Правило номер два: срок действия – по общим правилам, контракт аренды между физическим лицом и организацией по данному критерию делится на два вида:
краткосрочный – заключается на период до одного года;
долгосрочный – срок его действия составляет свыше одного года.
Стороны вправе самостоятельно установить срок действия документа, а также включить в него условие о пролонгации (например, автоматической). Также соглашение может быть заключено на неопределенный срок (если конкретный период в документе не указан).
Третье правило: необходимость государственной регистрации. В отличие от ситуации с наймом, сделка аренды подлежит обязательной регистрации вне зависимости от срока ее действия.
Права и обязанности сторон также не отличаются от стандартного набора, предусмотренного для таких соглашений.
Собственник должен вовремя предоставить съемщику жилье, находящееся в пригодном для проживания состоянии, а жилец – вносить в срок арендную плату и не причинять имуществу ущерба. По своему усмотрению стороны могут внести в документ дополнительные положения.
Одним из преимуществ аренды является ее более легкое расторжение по сравнению с наймом. У собственника в этом случае гораздо больше прав и меньше ограничений при прекращении сделки.
Без проблем расторгнуть контракт можно, если:
-истек срок его действия;
-сделка была бессрочной (но в этом случае инициатор расторжения должен уведомить о своем решении вторую сторону не позже чем за три месяца);
-одна из сторон нарушила условия, прописанные в договоре.
В документ могут быть включены как стандартные основания для расторжения (то есть те, что указаны в ГК РФ), так и дополнительные, согласованные сторонами сделки.
В целом сделка аренды жилплощади, в отличие от договора найма, больше защищает интересы собственника, нежели съемщика.
Особенности составления
Данный документ более свободный по сравнению с соглашением найма, поэтому для собственника он предоставляет больше прав и преимуществ. При его составлении рекомендуется учитывать такие моменты:
-составлять его лучше на срок не более одного года;
-в документ желательно включить условие, позволяющее собственнику знать о количестве проживающих граждан;
-нужно определить порядок оплаты коммунальных платежей: то ли это будет фиксированная сумма, то ли жильцы получат лимит на использование определенных услуг.
Последнее условие необходимо, в первую очередь, для самого юрлица, ведь ежемесячная оплата всех коммунальных платежей зачастую неудобна для бухгалтерии.
Установление же фиксированного ежемесячного платежа позволяет автоматизировать процесс оплаты.
Что касается договора, который заключается между двумя юридическими лицами, то такая сделка встречается нечасто, поскольку чаще всего объектом в подобных случаях выступают нежилые помещения. Однако если такой документ все же подписывается, то к его оформлению и содержанию предъявляются те же требования, что и в общих случаях.
Юридическое лицо так же, как и физическое, вправе снимать жилое помещение, но только в строго определенных целях – для проживания в нем граждан.
Между сторонами при этом заключается договор аренды, условия и требования к которому определяются в соответствии с действующим гражданским законодательством.